Подготовительная работа и методика проведения уроков развития речи.
Перед каждым учителем-практиком стоит триединая цель: научить, развить и воспитать. Вся работа подчинена этой цели с первого дня обучения в школе. Учитель использует различные методики, много упражнений, которые помогают ученикам понять учебный материал, обогатить язык, расширить кругозор, мировоззрение.
Очень важно, чтобы дети в возрасте 6-10 лет познавали мир во всей его многогранности, чувствовали и понимали прямое и переносное значение слов, их тончайшие оттенки. А когда ребенок поймет и почувствует красоту родного слова, она проникается любовью к языку,
Понимать, чувствовать и любить родной язык способны все дети. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы развить речь учащихся, обогатить ее, научить любить, гордиться ею. Это и есть первые уроки патриотизма.
С первых дней обучения в школе учитель должен работать над развитием активного словаря учащихся, что очень пригодится в последующие годы, поможет им правильно и уверенно излагать свои мысли, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Когда ребенок не ищет слов для выражения своего мнения, он лишен многих комплексов: всегда активен в разговоре, оперируя нужными словами и речевыми оборотами. А такой результат достигается тогда, когда ребенок не только слышит и видит слово при его изучении, а чувствует, понимает его значение, знает, когда и как это слово надо употреблять.
Это довольно интересная работа и для учителя, и для учеников. Проходит она в основном в начальных классах во время экскурсий и прогулок в парке, лесу, на речке, в поле, где дети могут не только поиграть и отдохнуть, но и помечтать, увидеть и почувствовать красоту родного края. Именно здесь и должен начинать работу учитель.
Он предлагает подобрать слово для описания дерева, облака, роднички, листочка, цветочка, ягоды, бабочки, птички, всего того, что привлекло внимание детей на данный момент. Дети охотно ищут слова, идет своеобразное соревнование, кто больше найдет точных и правильных слов для описания того или иного предмета или явления природы. Они подбирают названия цветов и оттенков, слышат от учителя новые слова и таким образом запоминают их. Урок на природе проходит интересно и непринужденно, это своего рода увлекательная игра.
Здесь поле деятельности учителя не ограничено доской, мелом и несколькими рисунками. Сама природа приходит на помощь. Дети все время находятся в поиске. Урок приносит им много радости и удовольствия, дает новые знания. Слов в нашем языке очень много, и пока дети маленькие, нужно изучить их как можно больше.
Вот, например, учащиеся рассказывают о листочке. Кроме того, что он зеленый, он может быть жестким или мягким, гладким или шершавым, колючим или жгучим и т. д. А как объяснить слово «шершавый»? Вот здесь дети займутся поисками такого листочка, который, по их мнению, является именно таким. Они найдут и другие эпитеты, запомнят их и начнут употреблять в повседневной речи, которая постепенно будет обогащаться новыми для них словами. На таких уроках ученики узнают не только новые слова, но и новые чувства. Они чувствуют любовь и сострадание, сочувствие и заботу о всем живом. Даже тогда, когда ученики сидят за партами, то видят за окном не просто знакомый школьный двор, а чувствуют, что там - природа, которая всегда удивляет, очаровывает, радует, привлекает и приносит что-то новое, доселе неизвестное. Например, учащиеся работают над задачей, но вдруг за окном после дождя появилась радуга, которая играет красочными цветами. Почему не показать ее детям? Такой радуги они в ближайшее время могут и не увидеть. Поэтому привлеките их внимание к красоте природного явления. Всегда нужен толчок, чтобы заработала фантазия.
Есть много интересных упражнений, которые помогают развивать речь и обогатить словарный запас детей. Стоит только обращать постоянное внимание на такой вид работы, и это, обязательно, принесет свои плоды. Хотя не сразу, но через определенный промежуток времени речь учащихся становится значительно богаче, эмоциональней, они смелее начинают выражать свои мысли и чувства.
В первом классе детям доступна интересная игра в слова, когда они выбирают несложную рифму, знакомятся с синонимами, антонимами и т. д.
Школьникам следует предлагать знакомые слова, к которым есть много синонимов. Например, к слову «ходить»: идти, плестись, ковылять, топать, маршировать, хромать, брести и т.п.. Сначала эту работу выполняют коллективно, а затем самостоятельно. Каждому ученику можно предложить подобрать как можно больше синонимов, устроить своеобразное соревнование - кто больше вспомнит слов.
Новые слова можно писать цветным карандашом или фломастером, каждое другим цветом, чтобы видеть, какие из них ученик придумал сам, а какие - другие школьники.
Еще интереснее подбирать антонимы. Детям это дается легче, и выполняют такую работу они с большим удовольствием. Стоит только назвать слово - и ученики сразу начинают работать самостоятельно. День - ночь, утро - вечер, добро - зло, мир - война, свет - тьма и т. п.
Интересно проходит урок, когда дети учатся составлять предложения. Сначала это трудно, но через некоторое время они уже используют больше синонимов, антонимов, полнее раскрывают свое мнение.
Ученики очень любят игру, в которой из букв одного слова надо создать как можно больше слов-существительных. Учитель пишет слово на свое усмотрение, а из букв этого слова дети самостоятельно составляют новые слова и записывают их. Ученики дополняют друг друга, дописывая каждое новое слово другим цветом.
Дети любят решать кроссворды, и это тоже приносит большую пользу, поскольку они знакомятся с новыми понятиями, новыми словами. Не менее интересные упражнения с нарастанием сложности, которые предлагаются в учебниках и методических рекомендациях: эти упражнения также помогают увеличить активный запас слов.
Обладая определенным словарным богатством, ученик уже может последовательно и эмоционально описать природное явление, жизненный эпизод. Теперь можно приступать и к написанию сочинений. Но перед каждым уроком, на котором дети будут писать сочинение, очень полезно повести их на природу, обратить внимание на красоту окружающего мира, предложить им устно рассказать об увиденном, подобрать наиболее точные слова, обороты. Тогда следующий урок речи принесет детям большую радость и удовольствие, потому что свежие чувства вызывают воспоминания, которые помогут им в работе.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей
Более старые статьи:
- Советы учителям, которые помогут им избежать «трудностей» в работе с учениками.
- Технология интерактивного обучения.
- Личностно-ориентированное обучение с использованием интерактивных технологий.
- Предотвращение и устранение графических ошибок первоклассников.
- Поисковая деятельность учащихся как одна из форм самостоятельной работы.
- Интегрированное обучение детей с нарушениями развития. Часть 2.
- Интегрированное обучение детей с нарушениями развития. Часть 1.