Интегрированное обучение детей с нарушениями развития. Часть 1.
Методические рекомендации.
В учебном заведении много детей, которые нуждаются в психологической помощи:
1) дети с проблемами в обучении (отставание в развитии когнитивных функций, минимальные мозговые дисфункции, нарушения мотивации обучения);
2) гиперактивные дети;
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с личностными проблемами (высокая тревожность, эмоциональные расстройства);
5) дети с социальной дезадаптацией.
Одновременно с проблемными детьми в одном классе учатся способные и одаренные дети. Сам факт их взаимодействия в одном классе, когда учебный материал излагается по единой программе для всех, уже является серьезной психологической проблемой.
Как показывает опыт экспериментальных учебных заведений интегрированное обучение (когда в одном классе обучаются дети с особенностями развития и дети в психофизиологической норме) в наших конкретных социокультурных и педагогических условиях оказывается недостаточно эффективным. И эту проблему нельзя свести к проблеме недостаточности педагогического мастерства учителя.
Также оказалось невозможным осуществить реабилитацию детей «группы риска», проводя с ними индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Так как, во-первых, в учебном плане общеобразовательной школы не предусмотрены отдельные часы для таких занятий (т.е. их проведение возможно только во время какого-то урока), а, во-вторых, такие занятия необходимо проводить постоянно, а если учесть, что по приблизительным данным 80% детей нуждаются в специализированной помощи, то становится очевидным, что одному психологу с этим не справиться.
Для решения данной проблемы нужно ввести на уроках новые формы работы, которые должны иметь реабилитационную направленность.
Поэтому центральная задача коррекционно-развивающей деятельности- обеспечение каждого ребенка индивидуальной траекторией развития с учетом его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей, обеспечить максимально возможную в школе самореализацию личности - можно в дальнейшем решить только при тесном сотрудничестве с учителями, проводя совместные занятия (или совместно разрабатывать формы проведения занятий).
Цель организации учебной деятельности учащихся «группы риска» во время таких занятий - чтобы у них появилось желание учиться (это возможно, если они смогут принять посильное участие в выполнении общей задачи), чтобы они поняли, что любую работу важно делать с заинтересованностью и умели четко выполнять требования, которые перед ними ставятся. То есть совсем другой подход: на первом месте не предоставление знаний по учебным темам, а стремление заинтересовать самим процессом обучения, интегрировать в общество.
Основные требования к проведению интегрированных занятий:
- Использовать игровые способы организации выполнения учебных заданий, а также оценки учебной деятельности учащихся;
- Формировать умственные действия школьников на всех этапах учебного процесса, такие как: ориентировочно-исследовательские действия, оценки, анализ, обобщение, сравнение, планирование;
- Побуждать к речевой активности, осуществлять контроль за речью детей;
- Устанавливать более медленный темп обучения;
- Использовать многократные модификационные повторения материала;
- Максимально использовать сохранившиеся психические функции ребенка;
- Расчленять цельную деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, помогать детям осмысливать их во внутреннем соотношении один к одному;
- Использовать упражнения, нацеленные на развитие внимания, памяти, воображения, строя их на материале урока.
Заинтересовать детей самим процессом обучения, показать успешность каждого усилия в получении знаний по предмету помогут такие приемы мотивации учебного процесса:
1. «Строим космический корабль».
На первом, мотивационном, занятии по теме рисуем в тетрадях корабль (каждый своей конструкции, которую придумает) разбиваем его на части-отдельные подтемы (знания, умения).
Затем, во время прохождения программного материала, учащиеся закрашивают части корабля:
- Каждая подтема имеет свой цвет;
- Интенсивность цвета зависит от успешности усвоения (чем хуже, тем слабее, могут быть и белые пятна);
Детям говорится, что для того чтобы корабль мог взлететь в космос, на нем не должно быть белых пятен. Учащимся предлагается найти средства для «закрытия белых пятен».
При использовании этого приема, заключительное занятие можно провести в форме игры-презентации «Загадочный мир космоса», связать с пройденным материалом.
Строить можно город, замок, рисовать карту и прочее - это зависит от предмета и учебного материала.
2. Прием «Ступени успеха».
I вариант
В тетрадях учеников рисуются лестницы, на каждой ступеньке пишется цель, которой ученик пытается достичь в процессе изучения темы (цель может меняться: недостижимая при возможностях ученика - на более реальную).
Ступень окрашивается (на ней можно изобразить что-то) если ученик достиг этой цели.
II вариант
На каждой ступеньке учитель пишет каких успехов достиг ученик в процессе обучения, например: стал аккуратно вести тетрадь, долгое время может сидеть на уроке спокойно, задает интересные вопросы и т.п..
3. Прием «Экспедиция в ...»
I этап: собираемся в экспедицию
1. Предоставление знаний: объяснение - для чего? Как они помогут в экспедиции?
2. Приготовление необходимого инструментария.
II этап: проведение экспедиции
1. Выполнение различных задач: применение на практике полученных знаний.
2. Различные препятствия, кризисные ситуации - изобретательные решения.
III этап: подведение итогов экспедиции.
1. Достигли поставленной цели?
2. Каким участником был каждый?
Как начинать урок? Как настроить детей на внимательное восприятие материала на протяжении всего занятия?
Начинать занятия можно с задания «Лица» - ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.
Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем, что способствует его самоорганизации. Дети чувствуют внимание к себе, а у учителя есть возможность скорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей
Более старые статьи:
- Игровые и интерактивные технологии на уроках русского языка. Ч. 2. Практика.
- Игровые и интерактивные технологии на уроках русского языка. Ч. 1. Теория.
- Активные методы обучения чтению.
- Игра в системе обучения младших школьников, ее роль и место.
- Развитие навыков чтения в начальной школе.
- Формирование экологической культуры младших школьников.
- Игры на уроках английского языка.