Игровые и интерактивные технологии на уроках русского языка. Ч. 2. Практика.

on 03 Июль 2012.

(8 голоса, среднее 3.88 из 5)

Игровые и интерактивные технологии, урок русского языка

 

 

Основными методами и приемами интерактивного обучения является самостоятельная работа, проблемные и творческие задания, вопросы учеников к учителю и наоборот. Все это способствует развитию творческого, критического мышления.

Нужно отметить, что использование интерактивных технологий не должно быть самоцелью, а лишь средством, способствующим сотрудничеству на уроке. Что касается внедрения игровых технологий на уроках русского языка в 5 - 6 классах, можно использовать доступные, понятные для учащихся. Это такие технологии как «Микрофон», «Мозговой штурм», работа в парах, «Обучая - учусь», «Займи позицию», «Незаконченное предложение».

Например, интерактивную технологию «Микрофон» используем на этапе мотивации учебной деятельности. Учащиеся должны представить себя, работающих с микрофоном (ручка, карандаш) и, передавая его друг другу, выразить собственное мнение о том, чего они ожидают от урока (что узнать, научиться, что вспомнить), исходя из темы. Таким же образом можно провести этап итога урока, поставив ученикам вопрос: достигнута ли цель урока? Узнали ли они что-то новое? Обогатили свои знания, словарный запас и т.д.? Понравился урок? Чем?

На этапе формирования умений и навыков используем интерактивную технологию «Займи позицию». Например, при изучении темы «Группы прилагательных по значению» каждый ученик вытягивает листок с написанным на нем прилагательным. На доске - в разных местах - листы с надписями: «качественные», «относительные», «притяжательные». Каждый ученик должен подойти к соответствующему листу, назвать свои прилагательные и обосновать свой выбор.

Используя на уроках данные технологии можно увидеть определенный результат: учащиеся не только усваивают знания, но и понимают, учатся их применять, анализировать, синтезировать, оценивать. То есть, такая работа способствует очень высокому уровню активности учащихся, это является результатом того, что главным источником мотивации обучению становится интерес самих учащихся.

Учителю использование таких технологий позволяет решать ряд задач: предлагать свою точку зрения с позиции научного знания, а не заставлять склоняться к своему мнению, развивать критическое мышление школьников, научить видеть ошибки или логические нарушения в утверждениях других учеников, уметь аргументировать свои мысли, изменять их, если они неверны и т.п.

Также помогают способствовать повышению познавательной деятельности, мотивации учащихся 5 - 6 классов к изучению языка игровые задания, которые нужно стараться использовать на своих уроках чаще (если это мотивировано типом урока, его задачами), потому что они, в сочетании с другими формами работы, способствуют более глубокому усвоению знаний, индивидуализации обучения, определению уровня сформированности умений и навыков учащихся, развивают память, внимание, умение анализировать, сравнивать языковые явления. К тому же, школьников этого возраста лингвистические игры в определенной степени активизируют.

Кроме того, использование игровых заданий способствует развитию мыслящей личности. Во-первых, такие задачи в основном являются поисковыми. Они ставят ученика перед необходимостью самостоятельно находить пути решения, а следовательно, распознавать, анализировать языковые факты, сопоставлять их и формулировать выводы. А это развивает творческие способности школьника, внимание, инициативность. Во-вторых, работа с игровыми задачами создает положительную мотивацию обучения, пробуждает желание знать. В-третьих, самостоятельно открывая для себя определенные языковые явления, ученик получает удовольствие, уверенность в своих способностях, что приводит к самореализацию личности.

Достижению вышеуказанных задач и целей, урока способствуют целый спектр лингвистических игр, которые можно использовать на уроках 5-6 классах: кроссворд, викторина, аукцион, языковой конкурс, лингвистическая загадка, лингвистическая задача, «Ступени», «Перекресток», ребус, «Ты-редактор», «Излишки», «Поймай ошибку», «Верю - не верю», «Сортировка», «Самый умный», «Языковая дуэль», «Последнее слово - за тобой», «Кто быстрее», «Лингвистическая эстафета», «Ты - учитель», «Словопирамида» и другие.

Игровые задания можно использовать на разных этапах урока, потому что они дают возможность и активизировать внимание учащихся, и отработать усвоенные знания, и снять напряжение и повысить производительность. Приведем несколько примеров использования игровых заданий.

Тема. Антонимы.

На этапе актуализации опорных знаний предлагаем ученикам игровое задание «0тгадай загадку»:

Короткий хвост и длинные ноги.

Ночью и днем-в тревоге

Мира и покоя не знаю

Всех боюсь и убегаю. (Заяц).

Учащиеся отгадывают загадку. Учитель подчеркивает мелом разных цветов пары слов (короткий - длинные, ночью - днем, тревоги - покоя).

«Мозговой штурм»

Почему именно эти слова объединены учителем в пары? Что можно сказать о значении данных слов? Что можно сказать об их принадлежности к частям речи? Как называются такие слова? Дальше - работа по изучению темы.

Тема. Написание фамилий.

На этапе закрепления знаний учащимся предлагаем для решения лингвистическую задачу:

После окончания урока учительница попросила ученика позвать в кабинет Онищенко. Парень, выйдя из кабинета, задумался: кого нужно позвать, ведь в классе есть и Елена Онищенко, и Петр Онищенко?

На этапе формирования умений и навыков применяю различные игровые задания:

Тема. Однокоренные слова

«Ступени»

Заполнить «Лестницу» однокоренных слов.

….лис….

….лис….

….лис….

….лис….

….ход….

….ход….

….ход….

Тема. Фразеологизмы.

Игра «Аукцион».

Проводится в форме аукциона или эстафеты: за 3 - 4 мин. учащиеся должны назвать как можно больше фразеологизмов со словами: голова, язык, глаза, зубы, ноги. «Скрытое слово»

Подберите к каждому слову антоним и прочитайте «скрытое» слово. Все слова-антонимы должны начинаться одинаковой буквой.

1. Конкретный. 2. Мирный. З. Несчастный. 4. Пассивный. 5. Симпатичний.

1.

2.

3.

4.

5.

Игра «Орфографическая эстафета».

Класс делится на команды (по рядам). На доске записано слово с орфограммами (например, директор). Каждый член команды должен написать слово с орфограммами, которое начиналось буквой, на которую закончилось предыдущее. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием. (Например: директор - Рукавичка-ателье...).

Тема. Существительное. Повторение.

«Лишнее».

Определить «лишнее» слово, обосновать свой выбор. Марш, башня, утес, плечо, надежда. Дрожжи, радость, очки, листья, ножницы. Почтальон, жена, староста, слуга, сирота.

Для проверки уровня усвоения теоретических знаний используем игру «Ты - мне, я - тебе». Учащиеся заранее должны подготовить вопросы по теории изучаемой темы для одноклассников.

Также ученики получают домашнее задание (для выполнения по желанию) игрового характера: составить кроссворд, ребус, лингвистическую задачу, «Лишнее слово». Такие задачи, как правило, дети выполняют с удовольствием, прилагая и знания, и творческие способности. Так, например, при изучении темы «Строение слова. Словообразование» используем лингвистическую игру для одноклассников «Отгадай слово»:

A) Угадайте слово, в котором: корень от слова земля, суффиксы от слов весенний, кровать, окончание от слова лопата (землянка).

Б) Угадайте слово: государственная песня + часть мира (гимназия).

B) Угадайте слово: воронье слово + игровая карта (картуз).

Г) Угадайте слово, в котором: приставку от слова бесцветный, корень от слова вода, суффикс от слова парный, окончание от слова красивый (безводный).

Кроме того, используем в 5 - 6 классах нетрадиционные уроки: языковой турнир, брейн-ринг, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-викторина, урок- исследование и др., которые также привлекают учащихся и повышают уровень познавательной деятельности и мотивации к изучению родного языка.

Итак, исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что использование на уроках русского языка отдельных интерактивных технологий и игровых заданий действительно повышают уровень познавательной деятельности и мотивации учащихся, заинтересовывают их, что способствует желанию выполнять те или иные виды работ, а следовательно - усваивать учебный материал в сотрудничестве, сотворчестве, путем самостоятельной работы. А мне (как учителю) позволяет дифференцировать, индивидуализировать процесс обучения, развивать аналитическое мышление учащихся, формировать у них навыки самооценки, самоконтроля своей учебной деятельности, способствовать развитию творческого мышления, культуры общения, воспитывать активную личность, которая умеет видеть, ставить и решать нестандартные проблемы.

Понятно, что при использовании интерактивных технологий, игровых задач, возникают некоторые трудности, а именно:

- иногда трудно контролировать процесс взаимообучения,

- при неудачном взаимообучении нужно переучивать учеников,

- результаты работы учащихся менее предсказуемы,

- выработать у учащихся понимание того, что целью урока является не просто игра, а игра дидактическая, направлена в первую очередь на усвоение определенных знаний,

-организовать работу всех учеников, которые должны понять и соблюдать правила, что требует та или иная технология или игра,

- научиться выслушивать мнение другого,

- научиться аргументировано высказывать свое мнение.

Организовывать свою познавательную деятельность во время выполнения игровых заданий, интерактивных упражнений школьников нужно учить постепенно, поэтому необходимо практиковать, начиная с 5-6 класса, использование указанных технологий и форм работы, планируя усложнения их в старших классах.



Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

Главное меню

Фотошоп-онлайн
Образовательные статьи
Статьи для учителей, учеников и их родителей
Начальная школа
Книги,учебники,пособия для начальной школы
Презентации по математике для начальной школы
Презентации по русскому языку для начальной школы
Презентации к уроку окружающий мир для начальной школы
Контрольные работы, тесты для начальной школы
Разработки уроков для начальной школы
Астрономия
Книги по астрономии
Презентации по астрономии
Биология
ГИА и ЕГЭ по биологии
Презентации по биологии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по биологии
География
ГИА и ЕГЭ по географии
Презентации по географии
Контрольные работы,тесты по географии
Иностранные языки
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по английскому языку
Презентации по английскому языку
Контрольные работы,тесты,олимпиады по английскому языку
Учебные пособия по немецкому языку
Презентации по немецкому языку
Разработки уроков по немецкому языку
Информатика
ГИА и ЕГЭ по информатике
Презентации по информатике
Разработки уроков по информатике
История
ГИА и ЕГЭ по истории
Презентации по истории
Литература
ГИА и ЕГЭ по литературе
Презентации по литературе
Математика
ГИА и ЕГЭ по математике
Презентации по математике
Разработки уроков по математике
Контрольные работы, тесты по математике
ОБЖ
Книги по ОБЖ
Презентации по ОБЖ
Обществознание
ГИА и ЕГЭ по обществознанию
Презентации по обществознанию
Окружающий мир
Презентации по окружающему миру
Русский язык
ГИА и ЕГЭ по русскому языку
Презентации по русскому языку
Разработки уроков по русскому языку
Технология
Книги по технологии
Презентации по технологии
Физика
ГИА и ЕГЭ по физике
Презентации по физике
Контрольные работы, тесты, задачи по физике
Химия
ГИА и ЕГЭ по химии
Презентации по химии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по химии
Экология
Книги по экологии
Презентации по экологии
Экономика
Книги по экономике
Презентации по экономике
Полезное для обучения
Программы для обучения
Обучающее видео
Все для презентации.
Рефераты
Рефераты по литературе
Рефераты по истории
Авторские права
Сайт своими руками

Мы в FACEBOOKe

Мы ВКОНТАКТЕ