Викторина по математике для начальной школы «Интересная страна-Математика».
Цель: Познакомить детей с фактами из истории нумерации, развивать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения, формировать умение делать выводы, активизировать познавательный интерес к точным наукам, воспитывать любовь к математике.
Оборудование: плакат с высказыванием о математике, демонстрационные таблицы (задание для команд, кроссворды, римская нумерация, египетская нумерация).
Тип урока: Викторина-путешествие.
Еще больше увлекательных математических задач в игровой форме, как для школьников, так и для дошкольников, смотрите на сайте - https://uchi.ru/matematika
Ход мероприятия
Учитель. Дорогие дети и гости нашего класса, я рада приветствовать вас на этом празднике. Я уверена, что многим из вас нравится наука
Ответы детей.
Учитель. Трудно обойтись сегодня без математики. Всем, и взрослым, и детям, нужна ее помощь. Вот почему так важно хорошо знать математику. Хотели бы вы попасть в мир науки, а именно, в удивительную страну математики? Хотели бы вы узнать кое-что из истории развития этой науки, интересно и полезно провести время?
Ответы детей.
Учитель. Я вижу, что вы готовы отправиться в путешествие, но сначала нужно получить пропуск в страну Математики. Конечно, мы получим его, но только в том случае, если разгадаем математический кроссворд (приложение № 2, 3).
Команды учащихся разгадывают кроссворды.
Учитель. Дети, вы хорошо поработали и получили пропуск. Вы хотели бы узнать, какая именно страница из истории математики сегодня откроется перед нами? Тогда найдите на этих портретах цифры (приложение № 7).
Дети находят цифры: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
Учитель. Дети, сейчас большинство людей на Земле пользуются этими десятью цифрами для названия и обозначения чисел. Но не всегда было так. Сегодня мы узнаем кое-что интересное из истории нумерации, а помогут нам в этом ученики - ваши товарищи, и вы сами, ведь, чтобы получить знания, надо приложить усилия.
1 ученик. Я расскажу вам о математике на пальцах, но сначала вы должны выполнить задание.
Карточка № 1. Какого числа, месяца и года был запущен первый советский искусственный спутник Земли, если в этот день от начала летоисчисления прошло 1956, 9 месяцев и три дня?
Карточка № 2. Николаю было 10 лет, когда отец пообещал ему велосипед.
- Я куплю тебе велосипед, когда тебе исполнится треть моего возраста, - сказал отец, которому в то время было 33 года.
Во сколько лет Коля получит велосипед?
1ученик. Вы выполнили успешно задачу, поэтому я не имею права скрывать, что знаю.
С развитием человечества счет становился необходимостью, а пальцы рук и ног долго были орудиями счета. Так, например, индейцы племени в Южной Америке вместо один говорили палец и обязательно показывали палец. Два - 2 пальца, три - 3 пальца, четыре - 4 пальца, пять - рука, шесть - палец на второй руке, десять - две руки, одиннадцать - палец на одной ноге, пятнадцать - нога и две руки, шестнадцать - палец на другой ноге, двадцать - человек, сто - 5 человек.
Еще сейчас некоторые отсталые народы и малые дети пользуются пальцами при счете. Позже люди начали использовать деревянные палочки с насечками, камни, веревки с узелками.
2 ученик. Я расскажу вам о египетской нумерации, но сначала вы должны выполнить свои задачи.
Карточка. Пятью прямыми линиями разделите циферблат таким образом, чтобы в каждой части, числа при добавлении давали равную сумму.
2 ученик. Итак, послушайте, я расскажу о египетской нумерации, которая возникла 5000 лет назад. Она была десятичной, но знака нуля не было. Вот какие были знаки для обозначения чисел (приложение № 4).
Посмотрите на таблицу и сравните записи чисел. Разрядные знаки писали справа налево, в одной группе было не больше четырех одинаковых знаков. В этой нумерации для записи одного разрядного числа требуется от 1 до 9 знаков, а в современной нумерации - только 1 знак.
В египетской нумерологии с расширением множества чисел вводились новые и новые знаки, а в современной необходимо только 10 цифр.
3 ученик. Покупая импортную одежду, вы можете увидеть интересное обозначение размера. Это знаки с древней римской нумерации. Свой рассказ я продолжу, если вы выполните мои задания.
Карточка № 1. Записать число 24 тремя восьмерками, четырьмя тройками.
Ответ: 24 = 8 +8 +8, 24 = 3х3х3-3.
Карточка № 2. Записать число 30 пятью шестерками, четырьмя тройками.
Ответ: 30 = 6 +6 +6 +6 +6, 30 = 3х3х3 +3
3 ученик. С древних времен сохранилась римская нумерация. Она применяется для обозначения размера одежды. Эта нумерация имеет узловые числа (приложение № 5). С их помощью, сложением и вычитанием записывают другие натуральные числа.
Рассмотрим записи чисел. Если меньшая цифра стоит справа от большей, она добавляется. Меньшая цифра, стоящая слева от большей, вычитается. Одна и та же цифра может повторяться не более чем 3 раза. Меньшая цифра слева может быть записана только один раз.
Главный недостаток римской нумерации в том, что она не приспособлена для письменного выполнения арифметических действий.
4 ученик. Я увидел, что вы умеете разрешать задачи и примеры. А у меня вот такое задание (приложение № 8). Нарисуйте фигуру, которая подходит для клетки со знаком вопроса.
Коллективное решение задачи. Ответ: цифра 3.
- Как вы думаете, почему сейчас люди пользуются десятичной нумерации, которая состоит из десяти знаков: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9?
Ответы детей.
- Наше путешествие подходит к концу. Понравилось ли оно вам, дети? Чем именно?
- Кому из вас
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Олимпиадные задания по математике 4 класс
- Олимпиадные задания по математике 3 класс
- Тест по русскому языку для 2 класса на тему: «Имя прилагательное»
- Тест по русскому языку для 2 класса на тему: «Глагол»
- Тест по русскому языку для 2 класса на тему: «Имя существительное»
- Математическая олимпиада в начальной школе.
- Тесты по математике для 2 класса.