Викторина по математике для начальной школы «Интересная страна-Математика».

on 23 Июль 2012.

(0 голоса, среднее 0 из 5)

 

Цель: Познакомить детей с фактами из истории нумерации, развивать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения, формировать умение делать выводы, активизировать познавательный интерес к точным наукам, воспитывать любовь к математике.

Оборудование: плакат с высказыванием о математике, демонстрационные таблицы (задание для команд, кроссворды, римская нумерация, египетская нумерация).

Тип урока: Викторина-путешествие.

Еще больше увлекательных математических задач в игровой форме, как для школьников, так и для дошкольников, смотрите на сайте - https://uchi.ru/matematika

Ход мероприятия

Учитель. Дорогие дети и гости нашего класса, я рада приветствовать вас на этом празднике. Я уверена, что многим из вас нравится наука математика. А что она изучает?

Ответы детей.

Учитель. Трудно обойтись сегодня без математики. Всем, и взрослым, и детям, нужна ее помощь. Вот почему так важно хорошо знать математику. Хотели бы вы попасть в мир науки, а именно, в удивительную страну математики? Хотели бы вы узнать кое-что из истории развития этой науки, интересно и полезно провести время?

Ответы детей.

Учитель. Я вижу, что вы готовы отправиться в путешествие, но сначала нужно получить пропуск в страну Математики. Конечно, мы получим его, но только в том случае, если разгадаем математический кроссворд (приложение № 2, 3).

Команды учащихся разгадывают кроссворды.

Учитель. Дети, вы хорошо поработали и получили пропуск. Вы хотели бы узнать, какая именно страница из истории математики сегодня откроется перед нами? Тогда найдите на этих портретах цифры (приложение № 7).

Дети находят цифры: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Учитель. Дети, сейчас большинство людей на Земле пользуются этими десятью цифрами для названия и обозначения чисел. Но не всегда было так. Сегодня мы узнаем кое-что интересное из истории нумерации, а помогут нам в этом ученики - ваши товарищи, и вы сами, ведь, чтобы получить знания, надо приложить усилия.

1 ученик. Я расскажу вам о математике на пальцах, но сначала вы должны выполнить задание.

Карточка № 1. Какого числа, месяца и года был запущен первый советский искусственный спутник Земли, если в этот день от начала летоисчисления прошло 1956, 9 месяцев и три дня?

Карточка № 2. Николаю было 10 лет, когда отец пообещал ему велосипед.

- Я куплю тебе велосипед, когда тебе исполнится треть моего возраста, - сказал отец, которому в то время было 33 года.

Во сколько лет Коля получит велосипед?

1ученик. Вы выполнили успешно задачу, поэтому я не имею права скрывать, что знаю.

С развитием человечества счет становился необходимостью, а пальцы рук и ног долго были орудиями счета. Так, например, индейцы племени в Южной Америке вместо один говорили палец и обязательно показывали палец. Два - 2 пальца, три - 3 пальца, четыре - 4 пальца, пять - рука, шесть - палец на второй руке, десять - две руки, одиннадцать - палец на одной ноге, пятнадцать - нога и две руки, шестнадцать - палец на другой ноге, двадцать - человек, сто - 5 человек.

Еще сейчас некоторые отсталые народы и малые дети пользуются пальцами при счете. Позже люди начали использовать деревянные палочки с насечками, камни, веревки с узелками.

2 ученик. Я расскажу вам о египетской нумерации, но сначала вы должны выполнить свои задачи.

Карточка. Пятью прямыми линиями разделите циферблат таким образом, чтобы в каждой части, числа при добавлении давали равную сумму.

2 ученик. Итак, послушайте, я расскажу о египетской нумерации, которая возникла 5000 лет назад. Она была десятичной, но знака нуля не было. Вот какие были знаки для обозначения чисел (приложение № 4).

Посмотрите на таблицу и сравните записи чисел. Разрядные знаки писали справа налево, в одной группе было не больше четырех одинаковых знаков. В этой нумерации для записи одного разрядного числа требуется от 1 до 9 знаков, а в современной нумерации - только 1 знак.

В египетской нумерологии с расширением множества чисел вводились новые и новые знаки, а в современной необходимо только 10 цифр.

3 ученик. Покупая импортную одежду, вы можете увидеть интересное обозначение размера. Это знаки с древней римской нумерации. Свой рассказ я продолжу, если вы выполните мои задания.

Карточка № 1. Записать число 24 тремя восьмерками, четырьмя тройками.

Ответ: 24 = 8 +8 +8, 24 = 3х3х3-3.

Карточка № 2. Записать число 30 пятью шестерками, четырьмя тройками.

Ответ: 30 = 6 +6 +6 +6 +6, 30 = 3х3х3 +3

3 ученик. С древних времен сохранилась римская нумерация. Она применяется для обозначения размера одежды. Эта нумерация имеет узловые числа (приложение № 5). С их помощью, сложением и вычитанием записывают другие натуральные числа.

Рассмотрим записи чисел. Если меньшая цифра стоит справа от большей, она добавляется. Меньшая цифра, стоящая слева от большей, вычитается. Одна и та же цифра может повторяться не более чем 3 раза. Меньшая цифра слева может быть записана только один раз.

Главный недостаток римской нумерации в том, что она не приспособлена для письменного выполнения арифметических действий.

4 ученик. Я увидел, что вы умеете разрешать задачи и примеры. А у меня вот такое задание (приложение № 8). Нарисуйте фигуру, которая подходит для клетки со знаком вопроса.

Коллективное решение задачи. Ответ: цифра 3.

- Как вы думаете, почему сейчас люди пользуются десятичной нумерации, которая состоит из десяти знаков: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9?

Ответы детей.

- Наше путешествие подходит к концу. Понравилось ли оно вам, дети? Чем именно?

- Кому из вас математика стала еще более нравиться? Я искренне желаю вам успехов, новых открытий в области наук. До следующей встречи!



Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

Главное меню

Фотошоп-онлайн
Образовательные статьи
Статьи для учителей, учеников и их родителей
Начальная школа
Книги,учебники,пособия для начальной школы
Презентации по математике для начальной школы
Презентации по русскому языку для начальной школы
Презентации к уроку окружающий мир для начальной школы
Контрольные работы, тесты для начальной школы
Разработки уроков для начальной школы
Астрономия
Книги по астрономии
Презентации по астрономии
Биология
ГИА и ЕГЭ по биологии
Презентации по биологии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по биологии
География
ГИА и ЕГЭ по географии
Презентации по географии
Контрольные работы,тесты по географии
Иностранные языки
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по английскому языку
Презентации по английскому языку
Контрольные работы,тесты,олимпиады по английскому языку
Учебные пособия по немецкому языку
Презентации по немецкому языку
Разработки уроков по немецкому языку
Информатика
ГИА и ЕГЭ по информатике
Презентации по информатике
Разработки уроков по информатике
История
ГИА и ЕГЭ по истории
Презентации по истории
Литература
ГИА и ЕГЭ по литературе
Презентации по литературе
Математика
ГИА и ЕГЭ по математике
Презентации по математике
Разработки уроков по математике
Контрольные работы, тесты по математике
ОБЖ
Книги по ОБЖ
Презентации по ОБЖ
Обществознание
ГИА и ЕГЭ по обществознанию
Презентации по обществознанию
Окружающий мир
Презентации по окружающему миру
Русский язык
ГИА и ЕГЭ по русскому языку
Презентации по русскому языку
Разработки уроков по русскому языку
Технология
Книги по технологии
Презентации по технологии
Физика
ГИА и ЕГЭ по физике
Презентации по физике
Контрольные работы, тесты, задачи по физике
Химия
ГИА и ЕГЭ по химии
Презентации по химии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по химии
Экология
Книги по экологии
Презентации по экологии
Экономика
Книги по экономике
Презентации по экономике
Полезное для обучения
Программы для обучения
Обучающее видео
Все для презентации.
Рефераты
Рефераты по литературе
Рефераты по истории
Авторские права
Сайт своими руками

Мы в FACEBOOKe

Мы ВКОНТАКТЕ