Советы учителям, которые помогут им избежать «трудностей» в работе с учениками.

on 04 Август 2012.

(3 голоса, среднее 5.00 из 5)

Советы учителям

 

 

 

Данная статья предназначена для молодых учителей и преподавателей, которые еще не имеют опыта общения в классе, но для которых взаимопонимание на уровне учитель-ученик имеет первостепенное значение.  Ниже приведены типичные ситуации-ошибки, которые возникают при организации учебного процесса, а также приводятся пути их разрешения. Данные ситуации не являются исчерпывающими, некоторые ошибки, которые совершили сами, и не попавшие в статью, Вы можете вспомнить сами и поделиться ими в комментариях.

Недостатки и ошибки

Учитель очень тихо говорит, отдельные слова произносит нечетко, ученикам трудно следить за ходом повествования.

Пути преодоления

Спросите, слышат ли вас ученики, сидящие за последние партами; готовясь к уроку, несколько раз запишите объяснения учебного материала на магнитофон, а потом прослушайте на расстоянии, равном расстоянию от учительского стола до задней парты.

Недостатки и ошибки

Голос чрезмерно громкий, школьники быстро утомляются.

Пути преодоления

Постоянно меняйте тональность своего голоса в зависимости от содержания и видов учебной деятельности.

Недостатки и ошибки

Учитель говорит в очень быстром темпе, ученики не в состоянии следить за развитием его мысли и постепенно исключаются из учебной работы.

Пути преодоления

Помните, что скорость речи на уроке не должна превышать 40-50 слов в минуту. С помощью магнитофона время от времени проверяйте себя дома, а на уроке прибегайте к самоконтролю.

Недостатки и ошибки

Частенько употребляет так называемые слова-паразиты: «итак», «вот так», «ну вот» и т.д.

Пути преодоления

Во время самоанализа четко выделите чаще употребляемые слова-паразиты. Подготовьте небольшой плакат с надписью: «Не употреблять слов «так вот», « э-э-э», «ну ...». Незаметно для учащихся кладите его перед собой. Со временем потребность в нем отпадет.

Недостатки и ошибки

Объясняя учебный материал, учитель направляет взгляд на стены, поверх голов или в окно.

Пути преодоления

Старайтесь держать в поле своего зрения всех учащихся, незаметно переводя взгляд с одного на другого; старайтесь по их глазам определить, как они воспринимают все содержание рассказа, визуальный контакт очень важен.

Недостатки и ошибки

Допускает языковые огрехи: неправильное употребление ударений, ошибки в произношении.

Пути преодоления

Готовясь к уроку, проверяйте с помощью словаря правильность применения тех или иных языковых форм. На полях своей рабочей тетради записывайте наиболее сложные слова, проставляйте ударения, делайте подчеркивания красными чернилами, тренируйтесь дома в произношении отдельных слов, выражений.

Недостатки и ошибки

Использует сложные научные термины, заимствованные из иностранных языков, непонятные слова.

Пути преодоления

Избегайте насыщения речи иностранными словами, сложными научными терминами. Всегда старайтесь найти равнозначное слово или выражение на родном языке. В тех случаях, когда определенный срок или слово не имеет точного соответствия в русском языке, остановитесь на объяснении этимологии этого слова, запишите его на доске, а ученики пусть зафиксируют в своих словарях и рабочих тетрадях.

Недостатки и ошибки

Прерывает свой рассказ время от времени паузами, чтобы сделать замечание ученикам, повышая голос, говорит с раздражением.

Пути преодоления

Старайтесь не разрывать логической канвы своего рассказа. Если кто-то нарушает дисциплину, сделайте паузу и сосредоточьте внимание на конкретном ученике. Можно подойти к нему и тихонько попросить не мешать.

Недостатки и ошибки

Во время объяснения учебного материала находится в одной позе (стоит возле стула, крепко сжав руки на спинке, или перед доской, нервно перебирая пальцами).

Пути преодоления

Избегайте статической позы. Используйте наглядные пособия, технические средства обучения. Постоянно упражняйтесь в преодолении нервного напряжения.

Недостатки и ошибки

Во время самостоятельной работы учащихся учительница на первые просьбы о помощи «бегает» по классу, стуча каблуками, или пытается ходить на цыпочках.

Пути преодоления

Приучайте учащихся к самостоятельному выполнению заданий. Позаботьтесь об обуви, которая не привлекает к себе внимание. По классу ходите важно, уверенно.

Недостатки и ошибки

Учитель пишет на доске неразборчиво, искажая буквы. Вытирает лишь часть доски, оставляет на другой отрывки предыдущих записей.

Пути преодоления

Прежде чем писать на доске, следует полностью удалить ненужное. Восстановите умение четко, правильно писать буквы.

Недостатки и ошибки

Размещая таблицы или карты на доске, учитель закрывает часть иллюстративного материала. Когда на доске нужно что-то написать, ищет место между таблицами.

Пути преодоления

Карты и большие таблицы надо вешать справа или слева от доски на специальных планках, оставляя ее свободной для записей. Работая с картой или таблицей, пользуйтесь указкой, а сами становитесь сбоку.

Недостатки и ошибки

Обращаясь к некоторым ученикам, учитель указывает пальцем, добавляя: «Вот ты» и т.д.

Пути преодоления

Следует запомнить фамилии и имена всех своих воспитанников. Обращаясь к конкретному ученику на уроке, называйте имя или фамилию, имя, добавляя «Пожалуйста».

Недостатки и ошибки

Заходит в класс через 2-3 минуты после звонка на урок.

Пути преодоления

Заходите в класс на урок заранее, демонстрируя, таким образом, пунктуальность и экономное отношение к учебному времени.

Недостатки и ошибки

Оценивая качество знаний, четко формулирует вопрос.

Пути преодоления

Узловые вопросы для проверки знаний, умений и навыков тщательно готовьте к уроку, старайтесь, чтобы они побуждали школьников к размышлению, способствовали активизации мышления.

Недостатки и ошибки

Во время устной проверки знаний предпочитает общение только с одним-двумя учениками, не контролируя деятельность других.

Пути преодоления

Постоянно приучайтесь распределять внимание. Это позволит вам внимательно слушать ответы воспитанников, одновременно контролируя тех, кто выполняет задания у доски, видеть всех учащихся. Если чувствуете затруднения, применяйте специальные упражнения

Недостатки и ошибки

Ученик отвечает на поставленный вопрос, а учитель в это время говорит с другим учеником или равнодушно смотрит в окно.

Пути преодоления

Проявляйте целенаправленное внимание к ученику и искренний интерес к содержанию его ответа, так, будто вы слышите это впервые.

Недостатки и ошибки

После приветствия учащиеся, сев за парты, продолжают шуметь, а учитель, пытаясь перекрыть шум, начинает что-то рассказывать.

Пути преодоления

Поздоровавшись, сосредоточьте свое внимание на учащихся, помолчите, пока в классе не наступила тишина. Только после этого предложите им сесть и сразу начинайте конкретную деятельность.

Недостатки и ошибки

Во время объяснения нового материала отдельные школьники начинают разговаривать, к ним присоединяются другие. Но учитель продолжает рассказ.

Пути преодоления

Старайтесь замечать малейшие нарушения поведения отдельными учениками, не давая возможности приобщиться к этому процессу другими. Сделайте паузу, внимательно посмотрите на недисциплинированного ученика, выразите мимикой и жестом свое недовольство. Анализируйте содержание и методы работы: если ученики потеряли интерес к вашему рассказу, нужно искать другие средства изложения материала.

Недостатки и ошибки

На уроке учитель рассматривает негативные действия и поступки или конфликты учеников, что приводит к трате времени и нервного возбуждения воспитанников.

Пути преодоления

Старайтесь нейтрализовать негативные воздействия воспитанников средством «подмены», т.е. немедленно переключив их внимание на другой вид деятельности, прежде всего учебной. Конфликты анализируйте за рамками урока.

Недостатки и ошибки

Школьник опоздал на несколько минут. Учитель прекращает учебную работу и выясняет причины задержки, прибегает к морализаторству.

Пути преодоления

Мимикой выразите свое недовольство ученику и, не прекращая работы, жестом предложите ему сесть за парту. Только после урока можете выяснить причины опоздания и сделать соответствующее замечание.

Недостатки и ошибки

Ученик не хочет работать на уроке, всячески демонстрируя это. Учитель любой ценой пытается привлечь его к учебной работе, прибегая даже к авторитарным мерам воздействия.

Пути преодоления

Не стоит бурно реагировать на такое поведение школьника. Лучше оставить его в покое. Если все ученики класса активно выполняют конкретную задачу, недисциплинированный питомец может угомониться и также участвовать в работе.

Недостатки и ошибки

Учитель, выслушав ответ ученика, оценивает ее, не аргументируя. На вопрос ученика: «А почему низкий бал?» Отвечает: «Ты знаешь этот материал недостаточно».

Пути преодоления

Старайтесь всегда анализировать ответы, подчеркивая положительное и указывая на ошибки. Можно побудить школьника к самоанализу.

Недостатки и ошибки

Оценивает учащихся исходя из личного отношения к ним.

Пути преодоления

Будьте объективны в оценке знаний - не проявляйте своих симпатий или антипатий. Это приводит к потере учителем авторитета.

Недостатки и ошибки

Учитель под давлением родителей или учеников иногда изменяет ранее выставленные баллы, особенно применяя «поурочные баллы».

Пути преодоления

Проявляйте твердость и последовательность, оценивая знания школьников. Если ошиблись в присутствии всех учеников, проанализируйте ситуацию, извинитесь и поставьте другой бал.

Недостатки и ошибки

В конце четверти, стремясь иметь хороший показатель успешности класса или под давлением учеников или их родителей учитель, иногда, либерально относится к итоговой оценке.

Пути преодоления

Всегда будьте объективны. Если кто-то из учеников или родителей не согласен с будущим итоговым баллом за семестр, можно, установив круг учебных задач для обработки из определенных разделов, в присутствии всех учащихся (или даже родителей) тщательно проверить уровень знаний и объективно его оценить, не допуская малейшей придирчивости.

Недостатки и ошибки

Учитель чрезмерно разговорчивый, сообщает много информации, хочет поразить учащихся эрудицией.

Пути преодоления

Избегайте болтливости и показного демонстрирования эрудированности, поскольку это отвлекает школьников от главного - усвоения темы урока. Учитывайте конкретные умственные возможности учащихся.

Надеюсь, данные советы молодым учителям помогут более уверенно и достойно общаться со своими учениками.



Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

Главное меню

Фотошоп-онлайн
Образовательные статьи
Статьи для учителей, учеников и их родителей
Начальная школа
Книги,учебники,пособия для начальной школы
Презентации по математике для начальной школы
Презентации по русскому языку для начальной школы
Презентации к уроку окружающий мир для начальной школы
Контрольные работы, тесты для начальной школы
Разработки уроков для начальной школы
Астрономия
Книги по астрономии
Презентации по астрономии
Биология
ГИА и ЕГЭ по биологии
Презентации по биологии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по биологии
География
ГИА и ЕГЭ по географии
Презентации по географии
Контрольные работы,тесты по географии
Иностранные языки
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по английскому языку
Презентации по английскому языку
Контрольные работы,тесты,олимпиады по английскому языку
Учебные пособия по немецкому языку
Презентации по немецкому языку
Разработки уроков по немецкому языку
Информатика
ГИА и ЕГЭ по информатике
Презентации по информатике
Разработки уроков по информатике
История
ГИА и ЕГЭ по истории
Презентации по истории
Литература
ГИА и ЕГЭ по литературе
Презентации по литературе
Математика
ГИА и ЕГЭ по математике
Презентации по математике
Разработки уроков по математике
Контрольные работы, тесты по математике
ОБЖ
Книги по ОБЖ
Презентации по ОБЖ
Обществознание
ГИА и ЕГЭ по обществознанию
Презентации по обществознанию
Окружающий мир
Презентации по окружающему миру
Русский язык
ГИА и ЕГЭ по русскому языку
Презентации по русскому языку
Разработки уроков по русскому языку
Технология
Книги по технологии
Презентации по технологии
Физика
ГИА и ЕГЭ по физике
Презентации по физике
Контрольные работы, тесты, задачи по физике
Химия
ГИА и ЕГЭ по химии
Презентации по химии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по химии
Экология
Книги по экологии
Презентации по экологии
Экономика
Книги по экономике
Презентации по экономике
Полезное для обучения
Программы для обучения
Обучающее видео
Все для презентации.
Рефераты
Рефераты по литературе
Рефераты по истории
Авторские права
Сайт своими руками

Мы в FACEBOOKe

Мы ВКОНТАКТЕ