Биологический диктант и тестовые задания как формы контроля на уроке биологии.

on 23 Сентябрь 2012.

(5 голоса, среднее 4.20 из 5)

биологический диктант,тестовые задания по биологии,урок биологии

 

 

 

 

Сейчас одной из приоритетных задач школы является реализация на практике личностно-ориентированного подхода в образовании. Его суть заключается в том, чтобы рассматривать ученика в системе образования не средством, а целью образования, то есть он должен стать субъектом обучения, воспитания и развития, а каждое занятие должно обеспечивать максимальное развитие личности. Постоянный перевод ученика из зоны его актуального развития в зону ближайшего развития является основным критерием эффективности занятий с учеником. В этом переводе с низкого на высокий уровень развития и заключается главное назначение педагогического процесса. Итак, личностно-ориентированная технология-это такой способ организации процесса, который «запускает» внутренние механизмы развития личности.

Главным принципом преподавания биологии является формирование математического мышления, самостоятельности суждений, навыков и умений практического применения приобретенных знаний в общественных интересах. Важное значение имеет развитие склонностей и способностей учащихся, воспитание у них настойчивости в достижении цели, выработка самооценки.

Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно предлагать учащимся с первых уроков. Это стимулирует учащихся тщательно готовиться к каждому уроку, способствует быстрому усвоению биологической символики, терминологии, выработке навыков написания схем, опорных-конспектов и т.д.. Согласно цели, которой хочет достичь учитель, биологические диктанты делятся на:

- тренировочные;

- контрольные;

- закрепляющие;

- систематизационный.

Их можно использовать на следующих этапах урока:

1) в начале урока:

- для формирования определенных навыков;

- для осуществления оперативного контроля усвоения учащимися учебного материала;

2) перед объяснением нового материала с целью актуализации определенных знаний;

3) после объяснения нового материала с целью его закрепления и систематизации.

По форме написания биологические диктанты делятся на:

1) выборочные (графические);

2) фразеологические;

3) формульные;

4) терминологический;

5) шифрованный;

6) логические.

Контрольный диктант может быть предложен в нескольких вариантах. Оценив всех учеников, учитель выставляет оценки в классный журнал. Если диктант закрепляющий, т.е. выполняется после объяснения учителем новой темы, учащиеся сами оценивают свою работу. Для этого учитель знакомит школьников с критериями оценки и с помощью проектора проецирует на экран или рисует на доске схемы с правильными ответами. Оценок в этом случае в журнал не выставляют. Рассмотрим каждый из этих типов диктантов.

Выборочный (графический) диктант

Учитель читает утверждение. Если ученик согласен с ним, он отвечает «да», а если не согласен - «нет». Например:

1. Орган слуха у человека состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха. (да)

З. На границы между наружным и средним ухом находится барабанная перепонка. (да)

8. Сверху ушной раковины содержится мочка уха. (нет)

и т.д.

Фразеологический диктант

Учитель зачитывает текст (определение, утверждение, предположение). Задача учащихся - написать пропущенные в тексте слова или закончить.

Подчеркните правильные утверждения.

1. В процессе эмбрионального развития в кишечнополостных закладывается два зародышевых листка.

2. У всех кишечнополостных наблюдают две жизненные формы: полипы и медузы.

3. Полипы размножаются вегетативно и т.д.

Впишите пропущенные слова:

В вдоль спинной части тела ланцетника размещена _____, которая выполняет роль___. В одних позвоночных она сохраняется на всю жизнь, а в других только _______. Центральная часть нервной системы размещена на ______, а кишечник на _______ части тела. Кровеносная система _____ и образована из ____. Органы дыхания ______

Подчеркните правильные ответы.

1. Хорда похожа на: полую трубку упругий стержень; цепочку.

3. Кровеносная системы хордовых: замкнутая; незамкнутая; отсутствует.

4. Органы выделения размещены в груди; брюшке; глотке.

5. В каком органе происходит газообмен: трахеях; легких; жаберных щелях.

Терминологический диктант

Такие диктанты в основном имеют тренировочный характер. Ученики пишут диктанты в течение 5 - 6 уроков, при этом оценивается работа только одного-двух школьников, которые работают у доски. Исполнение 6 - 7-го диктантов оценивается фронтально.

Логический диктант

По представленному образцу учащиеся создают логические цепочки. При выполнении такой работы они не просто воспроизводят полученные знания, но и предсказывают свойства соединений, демонстрируют понимание генетических связей между процессами.

Шифрованный диктант.

В тетради записать слова-ответы:

1) хрусталик

2) зрительный нерв

3) сетчатка

4) белковая оболочка и роговица

5) рецептор

6) радужная оболочка

7) зрачок

8) сосудистая оболочка

9) стекловидное тело

10) зрительная зона коры головного мозга

Учитель диктует задачи и предлагает выбрать правильные ответы:

1. Проводит возбуждение в мозг ...(4)

2. Место образования изображения предмета ...(3)

и т.д.

Тестовые задания по биологии

Эффективность обучения определяется проведением контроля знаний учащихся, и осуществляется непрерывно посредством рефлексии и самоконтроля. Тестовые задания по биологии дают возможность за короткое время выявить уровень усвоения учебного материала у всех учащихся класса, закрепить полученные знания, систематизировать их, ликвидировать возможные пробелы, скорректировать деятельность учителя и школьников.

1) «Открытые» тесты предусматривают самостоятельность ответа ученика.

(При фотосинтезе поглощается .... и выделяется……).

2) Тест-альтернатива (дать один из двух предложенных ответов)

(или – или)

3) Тест-соответствие (установить соответствие между двумя частями теста).

Опыление Слияние двух половых клеток

Оплодотворение Процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика

4) Множественный выбор (количество правильных ответов - разное для каждого теста)

5) Комплексная карта (включает различные виды заданий по теме)

- Тестовые задания

- Дать ответы на вопросы.

- «Немой» рисунок.

- «Литературная минутка» и другие.

- На написание биологических диктантов отводят до 10 мин. Проверка результатов требует минимальных затрат времени.

Систематическое написание биологических диктантов и тестов по биологии способствует непринужденному, самопроизвольном усвоению учащимися учебной информации.

Благодаря работе над выполнением предложенных задач ученик сможет усвоить основные биологические термины и понятия, закрепить свои знания и практические умения, проверить усвоение изученного материала, повысить качество полученных знаний, научиться объяснять биологические процессы, происходящие в организме человека. Систематическая работа над выполнением предложенных задач поможет легко ориентироваться в схемах, таблицах, рисунках, которые учитель будет предлагать на уроке.



Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

Главное меню

Фотошоп-онлайн
Образовательные статьи
Статьи для учителей, учеников и их родителей
Начальная школа
Книги,учебники,пособия для начальной школы
Презентации по математике для начальной школы
Презентации по русскому языку для начальной школы
Презентации к уроку окружающий мир для начальной школы
Контрольные работы, тесты для начальной школы
Разработки уроков для начальной школы
Астрономия
Книги по астрономии
Презентации по астрономии
Биология
ГИА и ЕГЭ по биологии
Презентации по биологии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по биологии
География
ГИА и ЕГЭ по географии
Презентации по географии
Контрольные работы,тесты по географии
Иностранные языки
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по английскому языку
Презентации по английскому языку
Контрольные работы,тесты,олимпиады по английскому языку
Учебные пособия по немецкому языку
Презентации по немецкому языку
Разработки уроков по немецкому языку
Информатика
ГИА и ЕГЭ по информатике
Презентации по информатике
Разработки уроков по информатике
История
ГИА и ЕГЭ по истории
Презентации по истории
Литература
ГИА и ЕГЭ по литературе
Презентации по литературе
Математика
ГИА и ЕГЭ по математике
Презентации по математике
Разработки уроков по математике
Контрольные работы, тесты по математике
ОБЖ
Книги по ОБЖ
Презентации по ОБЖ
Обществознание
ГИА и ЕГЭ по обществознанию
Презентации по обществознанию
Окружающий мир
Презентации по окружающему миру
Русский язык
ГИА и ЕГЭ по русскому языку
Презентации по русскому языку
Разработки уроков по русскому языку
Технология
Книги по технологии
Презентации по технологии
Физика
ГИА и ЕГЭ по физике
Презентации по физике
Контрольные работы, тесты, задачи по физике
Химия
ГИА и ЕГЭ по химии
Презентации по химии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по химии
Экология
Книги по экологии
Презентации по экологии
Экономика
Книги по экономике
Презентации по экономике
Полезное для обучения
Программы для обучения
Обучающее видео
Все для презентации.
Рефераты
Рефераты по литературе
Рефераты по истории
Авторские права
Сайт своими руками

Мы в FACEBOOKe

Мы ВКОНТАКТЕ