Творческое мышление учителя.
Продолжение. Начало читайте в статье К проблеме развития творческого мышления будущего учителя.
Влияние продуманной системы творческих заданий и выбора метода обучения на управление процессом развития творческого мышления апробировалось в работе со студентами педагогического колледжа.
Как методические рекомендации по развитию творческого мышления будущих учителей может рассматриваться следующая таблица.
В ходе эксперимента, используя методику незаконченных предложений, студентам было предложено высказать свое мнение на тему «Мое видение современного урока» или «Современный урок - это…» Сравнительный анализ выявил следующее. В начале профессионального образования (3 курс) студенты называли достаточно расплывчатые критерии урока, общие положения, которые, в основном, сводились к понятиям: «наглядный» - 60 %, «интересный» - 90%, «гуманный подход» - 60 %, «урок-праздник» - 30 %, тогда как «больше самостоятельной работы» - 10 %, «больше творческих заданий» - 10 %.
На конец обучения (5 курс) студенты видят и разделяют внутренние стороны урока и внешние. Основными критериями становятся: атмосфера урока: «позиция ученика и отношения учитель-ученик - сотворчество» - 100%, включение учеников в совместный поиск, «высказывание точки зрения учащимися» - 63, 3%, «к выводу приходят сами ученики - сотрудничество» - 63, 3%, «постановка проблемного вопроса» - 36, 4%, а самостоятельная работа расценивается как творческая и возрастает с 10% до 18%. Это позволяет сделать вывод, что у студента - выпускника педколледжа присутствует определенный уровень развития рефлексии, креативности, он способен к творческой реализации процесса обучения.
Также студентам было предложено закончить фразу «Современный учитель - это …» Результаты показали, что для 3 курса характерно отсутствие конкретики, наличие общих понятий, например, «творческая личность», об одном критерии, но разными словами, т.е. недостаточное, неразвитое осмысление критериев личности современного учителя. Еще нет понимания того, что параметры, названные первыми, не могут существовать без последних, хотя «творческая личность», «друг, помощник, советчик» - 60%, а «любящий свою профессию» - 13, 3%, «стремление к самосовершенствованию» - 33, 3%, а «умение применить современные методы» - всего 20%. Студентов 5 курса отличает более четкое, конкретное представление о личности современного учителя, приоритетными становятся его профессиональные качества, его умения, коммуникативные способности: «высокообразованный, интеллектуально развитый» - 100%, «владеющий всеми методами преподавания» - 100%, «учит главной науке - быть человеком, любить детей и профессию» - 70%, «владеющий современной системой развивающего обучения» - 50%, «учитель литературы: умение обсуждать, анализировать произведение, вовлечь учеников в дискуссию» - 40%. Это показывает, во-первых, что личность учителя оценивается его способностью к эффективной педагогической деятельности, т.е. главное - уровень профессионализма; во-вторых, студент способен к высокому уровню обобщения, к выделению главного и определению перспективы, у него развиты критичность ума и оценочные суждения, следовательно, он способен привнести в школу и реализовать учебно-творческую деятельность.
Развитие творческого мышления можно рассматривать как основу творческого саморазвития личности, условием которого служит включение мотивационно-потребностного механизма «самости».
Для оценки и сравнительной характеристики способностей к саморазвитию, самообразованию был использован тест, предложенный в свое время В. И. Андреевым.
Тест включал задания на определение оценочных суждений, выбор ряда характеристик на основе сравнительной самооценки, определение причин ошибок и промахов, помех в плане профессионального самосовершенствования, перспективу реализации своих возможностей, определение идеала и жизненного принципа, сферу познавательного интереса и любимые фильмы, оценку учителей и занятия в свободное время и др.
Тест был проведен в начале и в конце эксперимента. На основе суммарного числа баллов было определено процентное соотношение способностей по шкале уровней. Сравнение показывает возрастание общего уровня способностей к самообразованию, саморазвитию.
Обращает на себя внимание тот факт, что к 5 курсу появляется средний уровень (чего не было на 3-м) и увеличивается процент чуть выше среднего.
Но, главное, происходит качественное изменение и появляется новое образование - «высокий уровень». Это позволяет говорить о развитии творческого мышления, о способности к анализу и самоанализу, способности наметить собственные цели, т.е. о расширении потенциала формирования личности, а значит, и будущего учителя.
Опыт работы в педагогическом колледже по развитию творческого мышления будущих учителей на занятиях специализации «Преподавание литературы в средних классах» показал, что в рамках учебного процесса можно целенаправленно развивать творческое мышление студентов, для чего рекомендуется:
1) создавать на занятиях атмосферу сотрудничества, сотворчества через реализацию субъект - субъектных отношений в процессе обучения;
2) анализировать любое задание, действие, деятельность на уроках с трех позиций: учителя, ученика, методиста;
3) ориентировать студентов на творческое осмысление каждого задания, этапа урока, конкретной деятельности через определение целей, приемов выполнения, предвидения последствий (т.е. прогнозирование эффективности учебного процесса);
4) решать творческие задачи, задания различного типа;
5) создавать (разрабатывать) собственные варианты решений, образцов схем, опорных сигналов и конспектов, систем вопросов и т.д.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей