Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

on 26 Март 2014.

(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

творческие способности учащихся, развитие творческих способностей учащихся, формирование творческих способностей учащихся, урок литературы

Урок родного языка и литературы ... Каким он должен быть сегодня? Что может стать первым шагом на пути к глубокому взаимопониманию между учителем и учеником?

Эти вопросы заставляют педагогов задуматься и искать ответы.

Перед учителем русского языка и литературы стоит ответственная задача не только лелеять родной язык, но и уметь донести каждое слово в тонких красках, тонах и красотах, чтобы оно побуждало детскую душу к труду, благородным действиям и поступкам.

Каждый урок должен быть воспитывающим, т.е. реализовывать воспитательный потенциал, заложенный в бессмертных произведениях русских писателей, в культуре русского народа.

Поэтому, идя на урок, учитель литературы ставит перед собой цель восстановить изначальное благородство русского народа, его национальное достоинство и самостоятельность, высокую нравственность и трудолюбие.

Такая цель требует нестандартного подхода к проведению уроков русского языка и литературы.

Урок должен быть личностно-ориентированным, то есть давать возможность каждому ребенку по-своему и самому познавать мир. На таком уроке каждый ученик может максимально раскрыть свой ​​интеллектуальный, творческий потенциал, свои умственные способности, духовные возможности.

Словарный запас учащихся должен постоянно обогащаться словами- терминами, значение которых сразу запомнить трудно. Поэтому ученикам может понадобиться ведение короткого словаря литературоведческих терминов. А после изучения отдельных разделов учитель может проводить литературные диктанты.

Вопросы для него могут быть примерно такими:

1. Один из самых распространенных видов искусства, образно воссоздает жизнь посредством слова. (Литература)

2. Основной источник, из которого развилась литература. (Фольклор)

3. Слова, употребляемые в переносном значении. (Метафора)

4. Воплощение в образах животных, растений, предметов, явлений абстрактного понятия или мысли. (Аллегория) и т.п.

Это способствует самоконтролю знаний по теории литературы, позволяет лучше понять художественное произведение.

Литература - предмет особый, он предусматривает напряженную работу не только мысли и памяти, но и души и сердца. Каждый ребенок имеет в душе золотое зерно, которое, попадая в плодородную почву, дает побеги добра, правды, достоинства, справедливости, чести, гордости, человечности. Надо только найти его, это золотое зерно, коснуться того единственного колокольчика, что наполнит жизнь одухотворенным содержанием.

На уроках литературы, рассматривая содержание произведения, анализируя поступки и чувства персонажей, нужно через восприятие авторской позиции учить детей мыслить, творить, преклоняться перед мудростью, быть добрыми и честными, воспитывать любовь и уважение к родителям, уважение к людям.

Первая ступень литературного образования учащихся - это путь к книге. Известное выражение: скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты - говорит о том, что перед учителем стоит важная проблема: научить вдумчивому, выразительном, быстрому чтению.

Поэтому воспитание у детей интереса к книге, к чтению как виду деятельности, способствует развитию познавательных интересов, улучшению грамотности.

Необходимо учить учащихся работать с вспомогательными справочными и литературными источниками - и не просто воспринимать информацию, а аргументированно выражать собственное видение проблем, убедительно отстаивать свои взгляды.

Искусство анализа заключается в том, чтобы заново открыть перед учениками художественное произведение, вызвать глубокие чувства и переживания. Только на базе эмоционально - познавательной активности формируются у детей критерии оценки жизненных явлений, производятся моральные принципы.

Чтобы выработать у школьников внимательное отношение к художественному тексту, умение в процессе чтения глубоко воспринимать написанное, замечать детали, нужно применять на уроках разнообразные, интересные для учащихся приемы проверки знаний прочитанного.

Один из таких приемов - работа с тестами, которые можно использовать на всех этапах проработки темы и особенно эффективно - для проверки глубины усвоения художественных текстов.

Словесное творчество - это мощный стимул духовной жизни ребенка, эффективное средство умственного развития школьника, источник вдохновения в овладении культурой связной речи, способ развития познавательных интересов.

Старайтесь, чтобы основное учебное время было отведено именно развитию умения учащихся самостоятельно читать, наблюдать, мыслить, анализировать, обобщать, конспектировать, потому что все это способствует развитию познавательных способностей учащихся, формированию личности ребенка.

Духовное формирование будущего человека средствами художественной литературы - дело очень ответственное. Оно требует от учителя упорного труда и любви, ведь он сеятель добра, правды, знаний, создатель детских душ.



Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

Главное меню

Фотошоп-онлайн
Образовательные статьи
Статьи для учителей, учеников и их родителей
Начальная школа
Книги,учебники,пособия для начальной школы
Презентации по математике для начальной школы
Презентации по русскому языку для начальной школы
Презентации к уроку окружающий мир для начальной школы
Контрольные работы, тесты для начальной школы
Разработки уроков для начальной школы
Астрономия
Книги по астрономии
Презентации по астрономии
Биология
ГИА и ЕГЭ по биологии
Презентации по биологии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по биологии
География
ГИА и ЕГЭ по географии
Презентации по географии
Контрольные работы,тесты по географии
Иностранные языки
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по английскому языку
Презентации по английскому языку
Контрольные работы,тесты,олимпиады по английскому языку
Учебные пособия по немецкому языку
Презентации по немецкому языку
Разработки уроков по немецкому языку
Информатика
ГИА и ЕГЭ по информатике
Презентации по информатике
Разработки уроков по информатике
История
ГИА и ЕГЭ по истории
Презентации по истории
Литература
ГИА и ЕГЭ по литературе
Презентации по литературе
Математика
ГИА и ЕГЭ по математике
Презентации по математике
Разработки уроков по математике
Контрольные работы, тесты по математике
ОБЖ
Книги по ОБЖ
Презентации по ОБЖ
Обществознание
ГИА и ЕГЭ по обществознанию
Презентации по обществознанию
Окружающий мир
Презентации по окружающему миру
Русский язык
ГИА и ЕГЭ по русскому языку
Презентации по русскому языку
Разработки уроков по русскому языку
Технология
Книги по технологии
Презентации по технологии
Физика
ГИА и ЕГЭ по физике
Презентации по физике
Контрольные работы, тесты, задачи по физике
Химия
ГИА и ЕГЭ по химии
Презентации по химии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по химии
Экология
Книги по экологии
Презентации по экологии
Экономика
Книги по экономике
Презентации по экономике
Полезное для обучения
Программы для обучения
Обучающее видео
Все для презентации.
Рефераты
Рефераты по литературе
Рефераты по истории
Авторские права
Сайт своими руками

Мы в FACEBOOKe

Мы ВКОНТАКТЕ