Формирование грамотности учащихся на уроках русского языка.

on 26 Апрель 2012.

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Формирование грамотности учащихся

 

 

 

О том,  что состояние грамотности учащихся находится не на должном уровне, знают все. Причин здесь несколько: школьники мало читают; слабо развиты у них мышление, внимание, память;  не знают правила, а если и знают, то не всегда могут применять их на практике,  и часов на предмет отводится все меньше и меньше.

Можно ли в сложившейся ситуации решить проблему формирования орфографической грамотности учащихся? Да, если выработать определенную систему и использовать новые подходы.

Хочется поделиться некоторыми наработками в формировании орфографической грамотности учащихся.

С целью решения данной проблемы определяем для себя задачу: формирование  орфографической грамотности учащихся через развитие интеллектуальных способностей и познавательного интереса к предмету.

Работу начинаем с формирования у ребят потребности в  знании правил. Правила учим на уроке. Для того, чтобы они быстро и легко запоминались, выбираем самую краткую формулировку правила, используем схемы, правила-стихи, короткие сочетания слов. Приведем примеры правил:

-В глаголах после шипящих мягкий знак пишется ВСЕГДА

-Приставки «З» в русском языке НЕ СУЩЕСТВУЕТ

-Жи-ши- ци пиши через И.

Исключения: Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц».

Но знание правила  и умение применять его на практике  не одно и то же. Поэтому даем не только правило, но и алгоритм по его применению. Алгоритм учит логике рассуждения, способствует более четкой дифференциации написаний. Работу ведем по принципу «Сначала объясни, а потом напиши», в результате которой у учащихся происходит переход теоретических знаний в умения пользоваться этими знаниями. Алгоритм отрабатываем при выполнении различных упражнений. Сначала это упражнения по образцу, а затем тренировочные упражнения, которые используем как по применению одного правила, так и комплексному применению правил. На этапе отработки умения опознавать орфограмму обязательно приучаем учеников называть и выделять ее. Особое внимание уделяем на своих уроках работе со словарными словами. Проводим ее в такой последовательности:

-Запиши слово, выдели орфограмму.

-Объясни лексическое значение слова.

-Составь словосочетание или предложение с данным словом.

Словарную работу проводим на каждом уроке. Большое внимание уделяем  также работе над ошибками. Анализ проводим по двум позициям: количество ошибок в работе и классификация ошибок по орфограммам. Затем намечаем пути устранения ошибок, приобщаем учеников  к самостоятельной  работе над ошибками. Данная работа является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у ребят ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно.

Способствуют  формированию орфографической грамотности  учеников различные задания. Их располагаем по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на  что обращается внимание. Вот некоторые из них:

- списывание с орфографическим проговариванием;

- простые списывания и осложненные заданиями;

- комментированное письмо с указанием орфограмм;

- письмо с проговариванием;

- зрительный, предупредительный, выборочный диктанты с обязательным графическим выделением орфограмм, анализом и разбором слов по составу;

- письмо по памяти;

- творческие задания такого типа: замени словосочетание одним словом; найди «лишнее слово»; вставь слово; найди ошибку; найди «опасное место»; дополни своими словами и т.д.

Отдельно хотелось бы остановиться на письме по памяти. Этот вид работы очень хорошо развивает память, мышление, речь, внимание. Оно ценно тем, что требует от учащихся серьезной и тщательной подготовки. Для развития речевого слуха и тренировки различных видов памяти подбираем для письма наизусть легко запоминающиеся стихи, пословицы, алгоритмы.

Все эти упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового, индивидуального способов организации обучения и, что важно, активизируют деятельность учеников на уроке, ведь ребята должны наблюдать, анализировать, аргументировать, уметь выделять общие признаки для ряда предметов, объединять в группы по одному или нескольким признакам,  объяснять ход действий.

Многократные упражнения и систематическое повторение материала дают неплохие результаты. Но даже после многократных упражнений, твердо зная правила, владея алгоритмом их применения, ученики допускают ошибки. Причины кроются в бедном словарном запасе школьников, вследствие чего они не всегда могут подобрать  нужное слово или форму слова. Учащиеся потеряли интерес к чтению, а ведь чтение развивает интеллект, обогащает словарный запас. Поэтому работу по грамматике и орфографии необходимо вести одновременно и с работой по развитию потребности читать, читать не по принуждению, а для удовольствия. Перед уходом на каникулы обязательно даем ребятам список литературы  «Рекомендую прочитать» для дополнительного чтения, а по возращению на занятия, на уроках литературы, проводим конкурс «Книжный  полиглот» и выявляем самого внимательного читателя. Обязательно пишем сочинения по прочитанному на каникулах. Развитию орфографической грамотности, привитию любви к чтению способствует ведение учениками читательских дневников. Конечно, читают не все,  но все же получаются неплохие результаты. И это тоже один из подходов к решению проблемы повышения грамотности учеников.

Опыт показывает, что целенаправленная и систематическая работа способствует формированию у школьников прочных навыков грамотного письма и дает положительные результаты.



Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

Главное меню

Фотошоп-онлайн
Образовательные статьи
Статьи для учителей, учеников и их родителей
Начальная школа
Книги,учебники,пособия для начальной школы
Презентации по математике для начальной школы
Презентации по русскому языку для начальной школы
Презентации к уроку окружающий мир для начальной школы
Контрольные работы, тесты для начальной школы
Разработки уроков для начальной школы
Астрономия
Книги по астрономии
Презентации по астрономии
Биология
ГИА и ЕГЭ по биологии
Презентации по биологии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по биологии
География
ГИА и ЕГЭ по географии
Презентации по географии
Контрольные работы,тесты по географии
Иностранные языки
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по английскому языку
Презентации по английскому языку
Контрольные работы,тесты,олимпиады по английскому языку
Учебные пособия по немецкому языку
Презентации по немецкому языку
Разработки уроков по немецкому языку
Информатика
ГИА и ЕГЭ по информатике
Презентации по информатике
Разработки уроков по информатике
История
ГИА и ЕГЭ по истории
Презентации по истории
Литература
ГИА и ЕГЭ по литературе
Презентации по литературе
Математика
ГИА и ЕГЭ по математике
Презентации по математике
Разработки уроков по математике
Контрольные работы, тесты по математике
ОБЖ
Книги по ОБЖ
Презентации по ОБЖ
Обществознание
ГИА и ЕГЭ по обществознанию
Презентации по обществознанию
Окружающий мир
Презентации по окружающему миру
Русский язык
ГИА и ЕГЭ по русскому языку
Презентации по русскому языку
Разработки уроков по русскому языку
Технология
Книги по технологии
Презентации по технологии
Физика
ГИА и ЕГЭ по физике
Презентации по физике
Контрольные работы, тесты, задачи по физике
Химия
ГИА и ЕГЭ по химии
Презентации по химии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по химии
Экология
Книги по экологии
Презентации по экологии
Экономика
Книги по экономике
Презентации по экономике
Полезное для обучения
Программы для обучения
Обучающее видео
Все для презентации.
Рефераты
Рефераты по литературе
Рефераты по истории
Авторские права
Сайт своими руками

Мы в FACEBOOKe

Мы ВКОНТАКТЕ