Условия профессионального выгорания педагога.
Традиционно условия выгорания группируются в два больших блока:
1) особенности профессиональной деятельности (объективные условия);
2) особенности личности и профессиональной компетентности профессионала (субъективные условия).
К объективным относят организационные и ролевые условия (то есть организацию труда специалистов и их профессиональные роли). К субъективным - достаточно большое количество психологических переменных. Выделяя эти две группы условий, исследователи отмечают их связь: во-первых, к деформациям личности может привести длительное психотравмирующее воздействие объективных условий, во-вторых, личностные особенности ярко проявляются именно в неблагоприятных условиях.
Не случайно в большинстве исследований формирование синдрома «выгорания» педагогов связывается с такими трудными для личности ситуациями, как изменение или утрата социального статуса, угроза потери работы, работа в экстремальных условиях. И конечно отмечаются ситуации перегрузки: много требований, избыток информации - все это приводит специалиста к неосознанному стремлению хоть как-то защититься: уменьшить контакты, избегать «слишком человеческого» во взаимодействии с учениками, вырабатывать «ритуальные действия», формализующие контакты.
Большинство отечественных исследований воспроизводят путь, пройденный зарубежными психологами, и воспроизводят основные подходы к его профилактике и реабилитации: одни рассматривают выгорание как стресс, другие как психологическую защиту, третьи как профессиональную деформацию.
Порой встречаются пессимистические утверждения о том, что данный феномен является необратимым: дескать, возникнув у человека, он продолжает развиваться, и можно только определенным образом затормозить этот процесс, но не реабилитировать специалиста. Более позитивно смотрят на процесс выгорания и возможности восстановления личности «выгорающего специалиста» Д. Г. Трунов и В. В. Бойко. В своих исследованиях им удалось отойти от «дефицитарных» или «травмогенных» подходов, синтезировать на основе экзистенциального подхода уже наработанные в науке данные и увидеть связь профессионального выгорания с особенностями личности педагога и его профессиональной компетентностью.
Оба они учитывают, что симптомы выгорания служат психологической защитой, которая частично или полностью «выключает» эмоции излишне опасных для этого человека воздействий. В такой трактовке выгорание – это не устрашающая болезнь, а стереотип профессионального поведения, который позволяет специалисту по-другому использовать свои энергетические ресурсы. С этой точки зрения, первые проявления выгорания предстают как явление конструктивное: да они не удобны и болезненны, но ведь таким образом организм предупреждает своего владельца и хозяина об опасности. Надо лишь вовремя обратить внимание на эти «предупреждения», прислушаться и принять меры.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей